Безопасность – с миру по нитке! Португальский опыт. Камеры на дорогах – безопасность или…

Сначала просто поговорим о камерах на дорогах. Тех, что фиксируют нарушение скоростного режима и прочие нарушения ПДД, посредством которых осуществляется вся эта система автоматической видеофиксации и автоматического же взимания штрафов. Тех, которых на сегодня установлены сотни тысяч по стране, количество которых, как обещают, будет постоянно расти. На которые уже потрачены миллиарды и будет потрачено еще неизвестно сколько.

Что это такое на самом деле и во благо чего (или кого) все это работает?

Естественно, во всех официальных источниках нам это выставляется, как беспрецедентные, инновационные, антикоррупционные и еще черте какие меры безопасности, на которые власти идут, несмотря на большие денежные расходы, потому что заботятся о нашей безопасности постоянно и неустанно.

Вранье! Почему? А вот потому, что у нас теперь есть определение безопасности. Из Блога №4. Проверим?

Есть факт нарушения скоростного режима. Есть движение некоего субъекта со скоростью, определенной некими службами, как опасной. То есть, эти компетентные службы признают, что опасность, таким образом, существует. Опасность зафиксирована, задокументирована. Но на этом все и заканчивается. А опасность продолжает реализовываться все дальше и дальше. Возможно даже, что закончится эта выявленная и зафиксированная опасность реальным ущербом. А то и жертвами. Никто нарушителя не остановил, позволив опасности реализовываться, как минимум, еще…две недели. Когда нарушитель получит свое «письмо счастья». И вполне возможно, что все эти две недели нарушитель будет продолжать ездить исключительно с опасной скоростью. А может, и наплюет он на все эти штрафы, спишутся они у него также автоматически с его банковской карты, а поступления на эту карту на несколько порядков будут превышать такие списания. Кстати, с удивлением узнал, что в княжестве Монако штрафы за нарушения ПДД не выписываются вовсе. Бесполезно тамошний контингент пугать штрафами. У них ежедневное содержание яхты стоит в десятки раз больше любого самого сурового штрафа. Там действуют другие меры. Попутно рассказываю. Полицейский садится в машину нарушителя, и они на пару начинают совершать учебную многочасовую езду, пока нарушитель не станет по мнению полицейского ездить по правилам.

Возвращаемся на нашу землю. Итак, опасность успешно реализована и продолжает развиваться во времени. Не предпринято никаких действий по ее предотвращению или хотя бы локализации. А, значит, по нашему определению, если опасность реализовалась, то безопасности нет. По определению. Всем, кто попытается это оспаривать, мой школьный учитель математики поставил бы сразу два балла. Определения не доказываются, а определяют. Более того, не выявлена и возможная первопричина такой уже реализовавшейся опасности. И возможно, не предпринято никаких действий по недопущению реализации опасности еще более высокого уровня. А если совершено ограбление, и в машине несутся преступники, которые бросят эту машину с ее зафиксированными номерами в ближайшем дворе? Если за рулем наркоман? А если террорист? И ему в принципе наплевать на любую видеофиксацию его скорости, потому в ближайшее время он планирует взорвать и себя, и машину, и всех, кто окажется вокруг? Никто и попытки не предпринял остановить подобную опасность, даже хоть как-то ее уменьшить. Только автоматически зафиксировали, что она имела место быть в такой-то момент времени. А, может, продолжает быть и на настоящий момент. Где при этом находится и что из себя представляет, никто не знает.

В общем, КПД подобных систем с точки зрения безопасности выше нуля не поднимется никогда.

Скажу больше. Нулю этот КПД равен только на совершенно пустой дороге, по которой движется одинокий автомобиль. Потому что в ином варианте КПД этот будет…отрицательным. В том смысле, что система не только не повышает уровень безопасности, а, напротив, создает дополнительную опасность на дороге для участников движения.

Вот почему-то никто не приводит сравнительной статистики количества ДТП, скажем, у нас на трассах с ограничением скорости в 90-110 км/час с установленными на них камерами и на автобанах Германии без ограничения скорости движения. А объективная оценка предусматривает именно такие сравнительные данные. За один и тот же сезон, среди одних и тех же возрастных групп. В расчет должно приниматься все, вплоть до водительского стажа и марок автомобилей. Ну, а уж качество дорог и вовсе на первом месте. Кстати, оно действительно на первом среди причин ДТП, а вовсе не нарушение скоростного режима.

Одним из первых, кто заявил о дополнительной опасности на дороге в «лице» камер, был Джереми Кларксон – в прошлом пилот «Формулы-1», а сейчас известный телеведущий «BBC», специализирующийся на программах, посвященных автомобилям.

Далее дотошные английские ученые решили все же проверить, пионером чего же на самом деле выступила из страна (именно Великобритания лидирует в мире по количеству видеокамер на душу населения). И получили результат – вероятность ДТП в месте установки видеокамер повышается на…30%. Обалдеть! Правда? Сходу на 1/3 стало ездить опасней по нашим магистралям из-за подобных «инновационных» инициатив наших законотворцев. Понятное дело, что подобных результатов официальные власти просто не замечают, говорят, что это – чушь, при этом не приводя никаких собственных исследований. По понятным причинам – это огромное автоматически поступаемое в бюджет бабло. А что там при этом с безопасностью при таких деньгах, это уже совершенно неважно. Да, собственно, и власти этого уже не скрывают. Когда вдруг произошло отключение по чьему-то злому умыслу всех камер Москвы на дорогах, лично мэр заявил в СМИ, что за сутки город потерял около 3 млн. рублей. Никто не сказал, что безопасность движения за эти сутки хоть как-то пострадала. Никто не привел никаких цифр по резкому увеличению количества ДТП на дорогах из-за «бездействия» системы автоматической фиксации. Зато про 3 млн. рублей сказали открыто. И откуда такая цифра сразу наперед? А если бы все водители вдруг стали бы соблюдать скоростной режим? Ведь не было бы и рубля. Теоретически, конечно. Вот беда бы была.  Опять не дополучили бы. А так на эти деньги нарушителей рассчитывали. Как ни крути, а чем менее дисциплинирован наш водитель, тем намного легче обстоит ситуация с городским бюджетом. Вот какую систему в конце-концов придумали.

Ладно. Далее за исследования принялись американские ученые. Наверное, были более скрупулезны в своих изысканиях. Общий результат тот же – повышение вероятности ДТП. Но уже…Внимание! 60%.

И никто не схватился за голову, не запросил данные исследований, не стал их перепроверять. Господа! А если так оно и есть? Да, немедленно в течение дня все посносить, выкинуть, оборвать. Цифру, конечно, вот так на глазок не проверить, но то, что с камерами стало опасней, это очевидно. И на себя глядя, и на окружающих. Невольно смотришь уже не по сторонам, а на спидометр и на камеры. Держишь скорость на пределе дозволенной, пока не проедешь это безобразие. И дистанцию увеличиваешь до впереди едущих. А то, бывает, не знает народ о существовании, а заметил – и «в тиски», не думая о последствиях. Или просто решает сбросить скорость «с запасом» километров на 30 в час.

В общем, все более, чем очевидно.

И вот я оказываюсь с гидом водителем на трассе Фару-Лиссабон в Португалии. Путешествие закончилось, едем прямо в аэропорт. Скорость, естественно, приличная. Наш гид, он же владелец небольшой туристической фирмы до того, как организовать свое дело, сначала проработал в такси шесть лет, а до этого еще работал 2 года водителем по найму, поскольку для работы в такси это обязательное условие – стаж работы по найму. Плюс специальное полугодовое обучение, включающее и экстремальное вождение, и самооборону, и правовую подготовку, и медицинскую, и обязательный английский язык и еще много чего. Так что, по части вождения никаких вопросов быть не могло. И вдруг он заявляет: «Эх, влетели все-таки со скоростью!». Спрашиваю, а как узнал и что теперь грозит? Отвечает, что вон в трехстах метрах впереди светофор переключается на красный. А что грозит? Ничего, если остановится перед этим светофором. И, конечно, мы останавливаемся. Собственно, и все. Загорелся зеленый, мы продолжили движение.

То есть, система изначально построена именно на безопасность в соответствии с нашим определением. Наше движение с запредельной скоростью было остановлено.  На самом деле никакая камера нас не фиксировала. Сработал только радар, по сигналу с которого включился светофор впереди на переключение на останавливающий сигнал. Поскольку криминала в нашем нарушении особого и нет – как мне поведал наш гид, человек мог просто задуматься, отвлечься от спидометра. Да, мало ли что? И вот его просто предупредили, что скорость выше допустимой. И предложили таким образом остановиться и подумать о том, что он все-таки на дороге. Ну, естественно, на трассе мы не одни. Вместе с нами вынуждены остановиться и другие участники движения в нашем направлении. Как минимум косые взгляды соберешь в любом случае от остальных водителей, вставших по тобою включенному светофору. Ну, а если начнешь злоупотреблять своим дорожным бескультурьем, то не исключен переход от взглядов к активным действиям справедливо возмущенной общественности. А камера все-таки есть. Она уже за светофором. Вот если игнорируешь красный сигнал, то это нарушение будет и зафиксировано, и, скорее всего, на него начнут немедленно реагировать, поскольку очевидно, что нарушение ПДД – это уже производная от какого-то более серьезного правонарушения. Это либо человек явно не в себе, либо намеренно скрывается. То есть, такое нарушение вызовет не просто штраф по почте через две недели, а сиюминутную реакцию. Естественно, таких нарушений, в отличие от простого превышения скорости, единицы. Ну, и штраф за проезд на красный свет очень серьезный.  Технически же эта система намного проще и дешевле в реализации. Вот так, приложив мозги, а не банальную жадность до денег, люди привели камеры на дорогах к действительно системам безопасности.

Португалия – страна не богатая. Абсолютное большинство живет скромно. Городские бюджеты, естественно, «не страдают» избытком средств. Тем не менее, не разменивают здравый смысл и действительно интересы безопасности на возможность организации массовых поборов по эгидой этой самой безопасности, в действительности приводящих к ее явной ущербности.

1

В зависимости от места установки и способности пропускать через себя различные импульсные токиУЗИП делятся на следующие классы – A, B(I), C(II), и D(III).