Двойное дно рекламного слогана.[БДИ № 2, 2006]

Цветное видеонаблюдение по цене черно-белого? Давайте разберемся…

© [БДИ № 2, 2006, www.bdi.spb.ru]

Эта статья адресована конечному потребителю товаров и услуг рынка ТСБ. Тем, кто с выставочных стендов, рекламных буклетов, плакатов, статей и модулей в печатных СМИ, с многочисленных сайтов непрерывно и массировано подвергается рекламным атакам субъектов рынка — поставщиков товаров и услуг. Кого эти субъекты буквально рвут на части в своем стремлении сделать своим покупателем. Наша цель — помочь нашему потребителю в этих атаках «устоять на ногах», сформировав собственный «взгляд на вещи».

Фирмы, работающие на рынке ТСБ, как и любые коммерческие фирмы, работающие на любых рынках, преследуют исключительно коммерческие корпоративные цели — прибыль, рост, дальнейшая деятельность. Главная задача менеджеров этих фирм — продажа товаров и услуг, предлагаемых фирмой. А собственно безопасность — задача исключительно потребителя рынка ТСБ. И эти две задачи (продажа и безопасность) в действительности могут быть вообще не связаны между собой, если продавец не обременяет себя реализацией повторных продаж, долгосрочных отношений с клиентом.

Поэтому чуть ли не в каждой статье я повторяю, что потребитель, не желающий думать самостоятельно, рано или поздно обречен быть обманутым. Ну, а при наличии такого желания мы со своей стороны стремимся и будем стремиться оказывать клиенту всемерную помощь в реализации его правильного выбора.

Категории товаров и услуг рынка ТСБ в принципе подразумевают совершенно определенные пути и методы их продвижения на рынке. Тем не менее, возможно из-за незнания или, руководствуясь принципом «за деньги все средства хороши», на нашем рынке можно встретить абсолютно всю номенклатуру в принципе существующих средств продвижения. И, что самое удивительное, потребитель, как правило, из категории «не желающих думать самостоятельно», вместо всестороннего анализа пусть и рекламы, но информативной, нередко поддается декларативным заявлением с явным оттенком психологического воздействия без какой-либо внятной технической информации.

Собственно, попытаться «высветить» потенциальные «грабли» такой рекламы психологического воздействия, на которые легко наступить неискушенному потребителю, и составляет цель поднятой темы.

В данной статье предлагается взглянуть с технической точки зрения на совершенно конкретный рекламный слоган, который все чаще стал появляться на рынке технических средств видеонаблюдения. А именно: «Цветное видеонаблюдение по цене черно-белого» (могут быть производные, например, «цветные камеры по цене черно-белых»).

Необходимо заметить, что поддаться на такой ход потребителю довольно легко. Действительно, когда речь заходит о какой-либо новой системе видеонаблюдения, самый первый вопрос, который для себя решает заказчик, а каким оно (видеонаблюдение) будет — цветным или черно-белым. И чисто интуитивно, исходя из вполне нормальных общечеловеческих взглядов на жизнь, вывод, как правило, однозначен — цветное всегда лучше. Ну, действительно, телевизор-то черно-белый уже практически никто дома не имеет. Правда, все понимают, что цветной телевизор дороже, а система видеонаблюдения — это далеко и не только телевизор, да и объект — не уютная квартира, а охрана — не просмотр сериалов. Но вот вам, уважаемый клиент, вдруг нежданно-негаданно такой «подарок» от «суперпродвинутой» фирмы — «по цене черно-белого». И клиент поддался, а точнее — попался в эту психологическую ловушку и пошел «по граблям».

Причем, когда клиент это поймет, ему также легко докажут, что никто никого не обманывал. Ему чего-то не досказали? Так он и не спрашивал!

Как говорят иллюзионисты, переходим к «секрету фокуса».

Открываем конкретный «прайс» конкретной фирмы, ищем раздел «видеокамеры», читаем.

Камера 1 — марка камеры (по понятным соображениям опускаем) — цветная бескорпусная камера, 1 / 3" 1,00 лк / F1,4 380 ТВЛ, объектив f3,6 / F2,0 DSP, 150 mA., 32.32.27 мм SHARP. Цена розничная — 68 у. е.

А вот еще: камера 2 — марка — цветная бескорпусная камера, 1 / 4" 0,5 лк / F1,4 380 твл, объектив f3,6 / F2,0 BLC, DSP, 150 mA., 22.26 .21 мм. Panasonic. Цена розничная — 78 у. е.

Бескорпусные камеры взяли «для чистоты эксперимента», дабы никакие эксклюзивы внешней обвески в ценообразовании не участвовали.

Берем «прайс» другой фирмы. Камера 3 — марка — цветная бескорпусная камера, 1 / 4", Sony CCD, 380 ТВЛ, 1 лк / F2,0, объектив 3,6 мм / F2,0, 32.32 мм. Цена — 66 у. е. И там же: камера 4 — марка — цветная бескорпусная камера, 1 / 4", Sony CCD, 380 ТВЛ, 0,5лк / F2,0, объектив 3,6 мм / F2,0, 32.32 мм. Цена — 68 у. е.

Теперь вернемся к первому «прайсу» и заглянем в раздел черно-белых бескорпусных камер. А там, например, находим такое. Камера 5 — бескорпусная черно-белая камера, 1 / 3", 0,005 лк / F1,2, 570 ТВЛ, Direct & Video Dr., auto BLC, крепление CS-mount, Sony, EX – VIEW, 38.38.32. Цена — 96 у. е.

Объективности ради обращаемся ко второму «прайсу». Камера 6 — бескорпусная черно-белая камера, 1 / 3", Sony CCD, 0,005 лк / F1,2, 600 ТВЛ, без объектива, VS, C / CS, 30.30.19. Цена — 81 у. е.

Итак, каждая из упомянутых здесь и реально существующих на рынке цветных камер, как видим, дешевле упомянутых тут же черно-белых, которые тоже не просто реально существуют на рынке, но и довольно популярны у инсталляторов.

Вот так примерно ответят вам, если вы попытаетесь уличить в обмане авторов слогана «цветное видеонаблюдение по цене черно-белого». Какой же тут обман, если даже дешевле?

Когда я услышал сей рекламный слоган — «цветное видеонаблюдение по цене черно-белого», он лично у меня сразу проассоциировался с аналогичным по построению, но относящемуся к совершенно иному рынку — рынку недвижимости — слоганом: «Квартира по цене комнаты». Не исключено, что именно этот, более «древний» рекламный «шедевр» натолкнул на «продвинутую» мысль и рекламщиков (специалистами по рекламе назвать не могу!) нашего рынка. Однако для общего понимания вопроса невредно обратиться к «прародителю».

Думаю, абсолютно всем понятно, что комната в квартире не может стоить столько же, сколько сама ЭТА квартира. А все остальное — бесплатно? Вот если комната где-нибудь в престижном районе, в старом фонде, да по площади — не чета нынешним, а сравнивается с малогабаритной квартиркой в панельном насквозь продуваемом доме, с голыми бетонными стенами, где-нибудь на занесенной снегами окраине, то да… Такая квартира — по цене такой вот комнаты. Вот и весь «секрет фокуса». У нас все то же самое!

Первое, на что хотелось бы обратить внимание потребителя, это на очень строгое соблюдение принципа разумной достаточности на рынке технических средств охранного видеонаблюдения. Вульгарно выражаясь, принципа «и так сойдет», ибо применяются эти средства на одном объекте в достаточно большом, а то и в очень большом количестве, а конечные задачи системы требуют вполне конечных и определенных характеристик аппаратуры. Какие-либо технические шедевры на нашем рынке — это всегда исключения, а не правила. Уверяю, что не только компании BBC для ее знаменитой «Живой природы», но и рядовому «телевизионщику» для репортажа с завода по производству удобрений не придет в голову использовать «нашу» технику. Ну, а кроме того, это «цунами» ценовой конкуренции, накатившееся на нас с Юго-Востока, приводит к тому, что в ответ на этот довод производителей «и так сойдет» нередко возникает потребительское сомнение «а сойдет ли?». И именно этот вопрос рекомендую потребителю прорабатывать каждый раз при принятии решения о выборе той или иной техники.

Теперь по порядку. Возвращаемся к упомянутым камерам. Я специально привел «оригинальные» тексты из прайсов, сохранив всю стилистику и «дизайн», дабы проиллюстрировать, насколько «разномастной» может быть информация от разных фирм-поставщиков. Даже «телевизионные линии» в сокращении представлены по-разному: в одном случае — прописными буквами, в другом — заглавными. Но заметим, что три параметра — формат матрицы, разрешающая способность и чувствительность присутствуют у всех (не только у «наших») поставщиков, и стоят эти параметры на первом месте. И вполне заслуженно. Они действительно «первые» определяющие.

Самый первый указанный параметр — формат матрицы. В нашем перечне представлены камеры с форматами 1 / 3" и 1 / 4" (размеры матриц составляют 4,8.3,6 и 3,6.2,7 мм, соответственно). Заметим, что на этот параметр потребитель в большинстве случаев совсем не смотрит. А зря! Встречалась мне даже реклама, в которой формат цветной камеры 1 / 4" выставлялся как некий «технический шедевр» и «уникальное преимущество». И хотя уже появляются видеокамеры с форматом 1 / 5", это стремление производителей к уменьшению формата, как раз, из серии «и так сойдет».

«В лоб», с точным числовым значением формат матрицы необходим для правильного выбора объектива. А для общего понимания невредно вообще (даже безотносительно охранных видеокамер, а и при выборе бытовой камеры для дома, для семьи, при покупке цифрового фотоаппарата) представлять, что чем больше формат матрицы при заданной разрешающей способности, тем лучше.

Для примера можно взглянуть на рынок цифровой фототехники. Приличный любительский цифровой фотоаппарат с форматом матрицы 1 / 1,8" (заметим, что на нашем рынке формат в 1 / 2" уже редкость, используется для узкоспециализированных задач) и разрешающей способностью в 7 мегапикселей стоит около 300–350 долларов. А на профессиональном рынке фирма Canon чрезвычайно гордится тем, что ей впервые удалось преодолеть рубеж в 1000 долларов с 8.мегапикселной камерой, имеющей «полноформатную» матрицу 24х36 мм. А камера с форматом матрицы 6х6 см (18 Mpix) стоит на сегодняшний день 21 000 долларов.

На этом рынке хорошо известен и не менее широко популяризируется тот факт, что помимо количества пикселов, участвующих в формировании изображения, очень большое значение имеет их размер. На нашем рынке данный факт почему-то замалчивается.

Как отмечает в своей книге «Охранное телевидение» Ю.М. Гецберг: «…технологическими и экономическими соображениями продиктовано стремление производителей выпускать ПЗС.матрицы меньших размеров (вплоть до 1 / 5")». Очевидно, что компромисс налицо.

Чем больше величина собственно пикселя при том же общем их количестве, а значит, большем формате матрицы, тем меньше уровень собственных шумов. Н.Е. Уваров в статье «Динамика воспроизведения контраста ТВ-камерой» («БДИ», 2001, № 6) показывает, что при уменьшении размера ПЗС.матрицы уменьшается контраст изображения, воспроизводимого на мониторе. А посему этот первый в технических характеристиках камеры параметр является действительно значимым для потребителя и на него стоит, если и не обращать самое пристальное внимание, то, по крайней мере, взглянуть при сравнительной оценке.

Второй параметр — разрешающая способность — относится к конечным задачам видеонаблюдения, если так можно выразиться, «гораздо непосредственнее». Этот параметр уже впрямую начинает «разоблачать» исходный слоган.

Разрешающая способность — одна из важнейших и ключевых характеристик систем видеонаблюдения. И видеокамер, как способности «увидеть» исходное изображение в более мелких деталях, различать раздельно более удаленные предметы, и мониторов, как способности воспроизвести это исходное изображение на экране, и аппаратуры регистрации, дабы мы представляли, а в каком виде мы исходную видеоинформацию можем сохранить, что мы при сохранении потеряем из того, что мы на нее подали (или ничего не потеряем?), и аппаратуры передачи в плане, касающемся тех потерь в процессе передачи, которые могут непосредственно отразиться на исходном разрешении, которое нам «выдала» камера в линию передачи. Поскольку от этого параметра напрямую зависит функциональная возможность системы, он является одним из первостепенных для сравнительного выбора оборудования.

ПЗС-матрица видеокамеры состоит из большого числа светочувствительных ячеек, на которые условно разбивается сфокусированное на матрицу изображение и раскладывается в виде определенного числа зарядов, соответствующих каждой ячейке. Ячейки называются пикселями (от анг. picture element — «элемент изображения»). Понятно, что чем больше в нашем распоряжении пикселов, тем детальнее может быть представлено исходное изображение (как в мозаике, чем больше отдельных «кубиков» — элементов, тем «живее» в целом выглядит сложенная картина).

Напомню, что «наша» техника в массе своей далека от «технических шедевров». В отличие от современных профессиональных видеокамер стоимостью в десятки тысяч долларов и профессиональных цифровых фотоаппаратов, в «наших» охранных камерах для формирования видеосигнала в абсолютном большинстве случаев используется одна матрица. При этом для формирования видеосигнала цветного изображения перед ячейками этой единственной матрицы создаются микросветофильтры основных цветов — красного, зеленого, синего (R, G, B).

Таким образом, у цветных видеокамер количество результирующих ячеек, формирующих собственно изображение, оказывается в 3 раза меньше, чем у черно-белых при прочих равных условиях. А значит, существенно меньше разрешение. В выбранных нами для сравнительной ценовой оценки камерах цветные камеры 1–4 имеют разрешающую способность 380 ТВЛ, в то время как черно-белые камеры 5 и 6 имеют разрешение 570 и 600 ТВЛ (если разницу 570 и 600 ТВЛ вы никогда на экране монитора не заметите, то 380 и 570 ТВЛ сразу почувствуете невооруженным глазом).

По той же причине чувствительность — третий первостепенный критерий в сравнительной оценке видеокамер — у цветных камер еще более существенно отличается от чувствительности камер черно-белых, при этом всегда оговариваемся, что «при прочих равных условиях». Мое мнение, что применительно к задачам именно охранного видеонаблюдения данный параметр в абсолютном большинстве случаев выступает на первое место при выборе видеокамер. Измеряется в люксах (лк). Указывает, как правило, минимальную освещенность на объекте, при которой камера «видит».

Лирическое полезное отступление. Это, конечно, слишком «в общем». В действительности должно быть отмечено, при какой светосиле объектива указан данный параметр (F). Это, как правило, оговаривается всегда. Также неплохо знать, что понимает под понятием «видеть» данный производитель. А именно, соотношение «сигнал / шум» на выходе видеокамеры. «Sony», например, указывает это соотношение в 45–47 дБ — «снег» на экране практически незаметен. Но бывают варианты, когда заявлена прямо-таки фантастическая чувствительность, однако оказывается, что для соотношения «сигнал / шум» в 20 дБ вы вообще толком ничего не увидите, это уже не «снег», а скорее «штормовая метель» с бесформенными тенями, хаотично перемещающимися по экрану и наводящими ужас на неискушенного оператора. Если сравнить по чувствительности взятые для примера наши 6 камер, то, очевидно, что представленные цветные камеры имеют чувствительность на несколько порядков ниже, нежели черно-белые.

Скажем прямо, что с чувствительностью не то, что в 1,0 лк, но и в 0,5 лк «на улицу» (в смысле установки в качестве внешних камер наблюдения) лучше не соваться. Придется организовывать такое искусственное освещение в вечернее время (и этим, скорее всего, все трудности не ограничатся), что ни о какой ценовой выгоде даже думать не придется.

А вот освещенность в 0,005 лк, указанная для черно-белых камер, это практически звездное небо. Если глаз человека еще что-то видит, такая камера «увидит» гораздо лучше.

Раз уж подвернулась такая возможность, еще одно очень полезное лирическое отступление. Обратите внимание, для камеры 1 в прайсе указано «1,00 лк / F1,4 380 твл, объектив f3,6 / F2,0). То есть чувствительность в 1,0 лк будет иметь место при светосиле объектива F = 1,4. В то же время указано, что камера поставляется с объективом (очевидно, под посадочную резьбу М12) с фокусным расстоянием f = 3,6 мм и светосилой F = 2. Следует помнить, что в таком комплекте ваша камера будет уже иметь чувствительность не 1,0 лк, а всего 4 лк. Аналогичная ситуация и с камерой 2: «0,5 лк / F1,4 380 твл, объектив f3,6 / F2,0» — в таком комплекте чувствительность камеры с объективом составит 1 лк, а не 0,5. На нашем рынке арсенал «фокусов» многообразен.

Естественно, для сравнения взяты камеры далеко не одного уровня (наша «комната» не из ЭТОЙ «квартиры»). Цветные камеры взяты довольно «слабенькие», а черно-белые — одни из наиболее популярных на рынке. Это и есть главный и единственный «секрет фокуса».

Попытаемся хоть сколько-нибудь «сблизить» уровни (полностью не получится). В первом прайсе удалось отыскать черно-белую камеру с разрешением 380 ТВЛ (одна единственная была, такие уже практически никто не использует). Цена — 24 у. е. Почти в 3 раза дешевле своего «цветного собрата». А вот по чувствительности «собрата» отыскать так и не удалось, ибо эта же камера является самой слабочувствительной, но с чувствительностью в 0,15 лк (против 1,0 лк у цветной камеры).

Попробуем подыскать цветную камеру, близкую по уровню к нашим черно-белым, все в том же прайсе. «Потолок» из того, что есть, цветная камера: 1 / 3", 0,1 лк / F2,0, 520 ТВЛ, матрица Sony Ex-View, DSP и т. д. Чувствительность 0,1 лк — это действительно «серийный потолок» для цветных камер на сегодняшний день на рынке. Впрочем, как и разрешающая способность в 520 ТВЛ. Однако цена ее (без стоимости объектива) уже 205 у. е. (более, чем в 3 раза дороже тех «наипростейших» цветных и достаточно серьезных черно-белых. А с чувствительностью по-прежнему слабовато, по сравнению с рассматриваемыми черно-белыми. И технология Ex-View хоть и помогла, но не до тех порядков, которыми может похвастаться черно-белая камера (Ex-View означает, что в камере установлена ПЗС.матрица, спектральная чувствительность которой значительно смещена в ИК-область, делается это исключительно для повышения чувствительности камеры). Попутно, DSP (Digital Signal Processing) означает, что в видеокамере осуществляется цифровая обработка видеосигнала (выходной сигнал с камеры — аналоговый), что позволяет адаптировать изображение к различным условиям освещения, формировать титры, осуществлять установку всевозможных параметров и т. п.

Справедливости ради замечу, что существуют цветные камеры, чувствительность которых вполне сравнима с указанной чувствительностью черно-белых камер. Буквально: «Есть, но не про нашу честь!» Еще лет семь назад один клиент озадачил меня поиском цветной бескорпусной камеры с чувствительностью в единицы сотых долей люкса. Речь шла о камере для глубоководных исследований. Нашлась такая многоплатная камера, цена которой в бескорпусном исполнении была около 3000 у. е. Для той задачи, для которой она предназначалась, цена была вполне приемлемой, но ни на каком периметре, ни в одном казино за все время работы на рынке я подобных камер не встречал. Естественно, на складах не только поставщиков, но и производителей такие камеры не лежат. Речь идет исключительно о работе под заказ.

И в заключение разговора о камерах следует отметить, что такие параметры цветных камер, как количество цветовых оттенков, цветопередача, автоматический баланс белого в зависимости от освещения, соотношение «сигнал / шум» очень существенно зависят от марки производителя, что в итоге сказывается на цене по единственной формуле «чем лучше, тем дороже». Думаю, что на этом разработку слогана «цветное видеонаблюдение по цене черно-белого» в части, касающейся видеокамер, можно считать законченной.

Но ни одно видеонаблюдение видеокамерой никогда не ограничивается. Во-первых, в серьезной системе видеокамер не одна, а несколько штук, десятков, а то и сотен. И в системе ваши экономии или перерасходы по камерам автоматически умножаются на их количество. Кроме того, видеоинформацию необходимо принять, обработать, заархивировать, ну, и конечно, представить в виде, пригодном для визуального восприятия (представить изображение на мониторе).

На сегодняшний день уже мало кто из производителей дифференцирует аппаратуру передачи на «цветную» и «черно-белую». Тем более что если говорить о высоком разрешении изображения в черно-белом «исполнении», требуется весь полноценный спектр видеосигнала. Невозможность, например, передать цветной видеосигнал говорит в любом случае об общей «ущербности» аппаратуры — высокого разрешения на мониторе не получите и для черно-белого. При этом ценовая разница с полноценной аппаратурой не столь существенна, чтобы терять то, «за что боролись» при выборе камеры, или «отрубать» себе перспективные планы по совершенствованию системы во времени.

Не дифференцируется на «цветную» и «черно-белую» аппаратура видеозаписи. Тем не менее, «цвет» может и здесь создать существенные ограничения.

Если в качестве устройства записи используется охранный видеомагнитофон, то при воспроизведении цветного изображения его разрешение будет существенно ниже черно-белого. Ну, а если стоит задача иметь максимально возможное разрешение записанного изображения (а системы, которые должны быть цветными по своей функциональной сути, как правило, этого и требуют), придется выбирать среди средств цифровой записи, поскольку видеомагнитофон высокое разрешение в любом случае «обрежет» — его «потолок» 280 ТВЛ для VHS качества и около 400 ТВЛ для S-VHS, но качество S-VHS — это такая «экзотика» на нашем рынке, что лично мне ни в одной «боевой» системе такого не встречалось. Ну, а значит, нижние ценовые ряды аппаратуры регистрации придется отбросить. Опять никак «дешево» не выходит!

Коммутаторы не более чем переключают сигналы с выбранного входа прибора на выход (или на выбранный из нескольких выходов для матричных коммутаторов), ничего собственно с ними «со своей стороны» не делая и «не интересуясь» их природой. Поэтому здесь никакого деления нет.

А вот разделители экрана (квадраторы) и мультиплексоры, поскольку в них происходит оцифровка видеосигнала, сигналом этим «интересуются». Подразделяются на цветные и черно-белые. Однако если еще лет пять назад ценовая разница между цветным и черно-белым для такой аппаратуры была в разы, то на сегодня, со шквальным ростом цифровых технологий, она практически неощутима в цене системы в целом и все чаще появляются на рынке мультиплексоры, рассчитанные на полный видеосигнал без градаций на «цветное» и «черно-белое» (квадраторы «исторически» подразделяются по-прежнему). А следующее поколение цифровой аппаратуры обработки — цифровые видеорегистраторы, совмещающие в себе функции мультиплексора и функции записи, детекторы движения, матричные коммутаторы и т. п. — целиком предназначено для работы с полным сигналом, неважно — цветной или черно-белый.

Следует отметить, что «цветная» аппаратура обработки видеосигнала, аппаратура синтеза изображения может «спокойно» работать с черно-белым сигналом. Естественно, «от себя» она цветности не добавит. И напротив, цветной видеосигнал сугубо «черно-белая» такая аппаратура превратит в черно-белый. Это к тому, что одна система может содержать в своем составе как цветные, так и черно-белые камеры, но чтобы увидеть «цвет в цвете», аппаратура обработки и синтеза изображения должна быть предназначена для работы с цветным видеосигналом.

Цифровым видеорегистраторам, компьютерным системам обработки «все равно», какой видеосигнал на них подается. Они изначально созданы для работы с полным видеосигналом, как следующее за квадраторами и мультиплексорами поколение цифровой аппаратуры. Однако средством «всемерного удешевления системы» такую аппаратуру не назовешь. Также следует помнить, что цветной кадр при прочих равных условиях требует большего объема памяти прибора регистрации. Соответственно, общее количество кадров, записанных на один и тот же носитель, в цветном варианте будет меньше, чем в черно-белом. Если жестко регламентировано такое количество, могут потребоваться дополнительные затраты на дополнительные накопители.

Если не брать в расчет системы обработки видеосигнала, записи и синтеза изображения на базе ПК (уж к ним то вряд ли можно «примерить» рекламные лозунги ценовой конкуренции), непременным элементом любой системы видеонаблюдения является видеомонитор. Единственный шанс «в среде мониторов» доказать справедливость лозунга «цветное видеонаблюдение по цене черно-белого» — сравнить, например, 10–дюймовый цветной корейский монитор с разрешением 380 ТВЛ, с одним входом, с 17–дюймовым черно-белым монитором с разрешающей способностью 800 ТВЛ, с двумя входами (соответственно, имеется двухканальный встроенный коммутатор). Согласитесь, шанс явно несерьезный. Жидкокристаллические мониторы даже рассматривать не будем.

В среднем, по цене цветные и черно-белые мониторы одного класса и одного производителя отличаются в 2.3 раза. А мониторы в серьезных системах представлены, как правило, не в единственном числе. Кроме того, стоимость цветного монитора может очень сильно зависеть от марки производителя. Например, мониторы Panasonic при одном и том же размере экрана и одной и той же заявленной разрешающей способности примерно в 1,5–2 раза превосходят по цене мониторы корейского производства, не говоря уже о китайских. Справедливости ради заметим, что и цветопередача, и искажения, да и надежность у именитых марок отличаются в лучшую сторону. А главное, заявленные параметры (прежде всего, разрешающая способность) не расходятся с фактическими, что далеко не всегда бывает с аппаратурой низших ценовых уровней.

Все изложенное выше — рассмотрение вопроса исключительно с позиции «параметр — цена». В действительности для потребителя еще более важным является системный анализ в привязке к его конечной задаче. Помним, что система видеонаблюдения, абсолютно безотносительно — цветная она или черно-белая, как и всякое техническое средство, не есть решение конечной задачи, а представляет собой всего лишь инструмент для решения этой задачи. Успех же или неуспех решения, себестоимость решения напрямую зависят от оптимального выбора такого инструмента. По большому счету, нам должно быть, в принципе, безразлично, цветное или черно-белое видеонаблюдение. Нас волнует только максимальная эффективность выполнения задачи безопасности.

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Выбор системы (цветная или черно-белая) определяется исключительно конечной задачей потребителя на основе анализа всех сильных и слабых сторон того или иного варианта (как видим, и то и другое имеет свои неоспоримые достоинства и недостатки) на сегодняшний день, на основе анализа степени этих достоинств и недостатков, их веса в конкретной ситуации данного объекта. И уж ни в коем случае не на определяющей основе ценовой разницы таких принципиальных вариантов — «цвет» или «черно-белое».

Цвет, бесспорно, очень большой носитель информации. Другое дело, следует оценить, насколько такая информация будет востребована в данной задаче, не пойдет ли она вразрез с информацией, более актуальной для данной ситуации, по соображениям, изложенным выше.

Пример? Пожалуйста! Из моего первого образования и первой работы. Никому до сих пор не приходит в голову «раскрашивать» картинку на морском радаре в естественные цвета обстановки. Цвета исключительно монохромные (как правило, зеленых или красных тонов). Задача цвета здесь единственная — минимально утомлять глаза оператора и обеспечить достаточный контраст отметок от целей. При решении задач расхождения с судами или навигационной привязки абсолютно неважно, в какие цвета раскрашены корпуса встречных судов или береговая черта. Более того, необходимо избавиться от всей лишней информации, дабы максимально эффективно решать действительно актуальные задачи. Если говорить о картине Айвазовского, то игра света на волнах очень существенна для создания настроения зрителя, но, если речь идет о задаче определения элементов движения цели, специально разрабатываются отдельные технические средства, чтобы эту лишнюю визуальную информацию с экрана радара убрать — подавить засветку от волн. И отметки от целей не вырисовываются в виде корабликов — необходимо иметь четкую точечную отметку — тогда задача будет решена максимально точно. Более того, средь бела дня, при ясной погоде, но в условиях большого количества потенциально опасных целей вокруг для эффективного решения задачи приходится искусственно абстрагироваться от слишком информативной реальности (множество разноцветных объектов на сияющих голубых волнах) и утыкаться глазами в экран радара, оставив себе только информацию, актуальную в монохромном изображении. Вот почему у меня всегда вызывают большой скептицизм предложения «горячих голов» нашего рынка об использовании видеокамер для решения навигационных задач (не путать в целом с безопасностью мореплавания — здесь я всегда «за»).

Несколько примеров, непосредственно касающихся нашего рынка. Периметральная система видеоконтроля. Задача — не допустить проникновение посторонних лиц. Стандартная ситуация — забор, а над забором — камеры, «смотрят» вдоль линии периметра. Можно установить камеры цветные. Но окружающий ландшафт какие цвета имел, такие и будет иметь. Думаю, что местный персонал по памяти эти цвета воспроизведет, т. е. в этом плане никакой информативности цветная камера не добавит. Периметральные камеры — не камеры для опознавания человека или автомобильного номера. Таким образом, единственная дополнительная информация от цвета — цвет одежды нарушителя. Актуальна такая информация, если конечная цель системы — не допустить проникновение? Как только нарушитель обнаружен на объекте, необходимо принять физические действия по его задержанию или противодействию проникновения, абсолютно независимо от того, в какую одежду он одет. Особую актуальность такие системы приобретают в темное время суток. А вот тут то, во-первых, «ночью все кошки серы» и цвет изображения стремительно теряет актуальность с наступлением сумерек. А во-вторых, как было отмечено выше, чувствительность цветной камеры на порядки меньше, чем черно-белой. И если с черно-белой камерой с чувствительностью в 0,005 лк максимум, что потребуется, установить дежурное освещение (чтобы человеческий глаз видел — реагировать ли человеку), то в «цветном варианте» освещение зон обзора — отдельная серьезная задача, в зависимости и от чувствительности камеры (с объективом), и от автоматического баланса белого именно данной камеры. Кроме того, во времени стоимость содержания такой системы освещения для цветного варианта будет все более и более превосходить «черно-белый» вариант. В таком «уличном» варианте при необходимости цветного наблюдения днем и «согласии» на черно-белое в темное время суток, чтобы непомерно не удорожать систему строительством отдельной системы освещения, идут на компромисс — устанавливают так называемые камеры «день – ночь» — цветные камеры, которые при уменьшении освещенности на объекте ниже порога чувствительности цветной камеры переходят в режим черно-белого наблюдения с другим порядком чувствительности. Но это — далеко не «по цене черно-белого». Цветные камеры поставить, конечно, можно, но решение конечной задачи обойдется не то что «по цене черно-белого», а очень и неоправданно дорого.

На рис. 1 представлена «картинка», достаточно «рядовая» для камеры общего обзора в цветном виде. Разрешение камеры — выше на рынке не найдете. Что позволяет увидеть при таком поле зрения — видите сами. Автоматический баланс белого. На рис. 2 представлена та же «картинка» в черно-белом исполнении. Если, например, стоит задача обнаружения движения людей и автотранспорта на дороге, видно, что черно-белый вариант «справляется», по крайней мере, не хуже цветного — также четко видны три человека и все машины. Никакой дополнительной информации по этим трем личностям, идущим по улице, цвет абсолютно не добавляет. На решение задачи обнаружения не влияет. А вот проблем добавить может. Рис. 1 — это то, что выдала нам камера. Даже на первый взгляд видно, что эта камера при данном дневном освещении «ушла в синеву». Матрица Sony. Для Sony «уход в синеву» — типовое отклонение. Все цветные матрицы «страдают» теми или иными отклонениями, в зависимости от марки производителя. Это не страшно, если есть возможность на такие отклонения влиять — камера должна иметь возможность изменения начальных установок. Однако если это камера внешняя, а освещение меняется в течение дня, а потом вообще переходит на искусственное? Строить телеметрическую систему управления установками? И будет ли оператор, помимо наблюдения, заниматься непрерывной подстройкой камер? Или же необходимо искать камеру с совершенным механизмом автоматической регулировки баланса белого. Это уже будут совсем другие ценовые ряды, ничего «черно-белого» на них «не живет». Вот изменить яркость и контрастность на мониторе по своему желанию оператор может. На рис. 3, 4 увеличена яркость и контрастность изображений на одни и те же относительные величины для цветного и черно-белого вариантов. Как видим, если для черно-белого варианта визуальная информация практически никак не изменилась, то для цветного наблюдаем явное искажение цветопередачи, т. е. искажение информации, если цвет для данной задачи является актуальной информацией. А на рис. 5 представлена та же картина со светом и цветом, какой должен был быть в действительности. Однако вносить такие коррективы «на ходу», ведя наблюдение посредством нескольких камер, практически нереально. Следующая задача для примера — считывание автомобильного номера. Думаю, всем сегодня очевидно, что считыванием номера «занимается» отдельная камера, специально для этого предназначенная. Вся дополнительная информация — общий вид машины, общий вид дороги — задачи других камер. На рис. 6 представлен автомобильный номер в цветном варианте. Однако несмотря на «разноцветность» всей сопутствующей информации, вся актуальная информация черно-белая, так стоит ли разменивать чувствительность и разрешающую способность, за которые в данной задаче приходится отдельно «биться», на несодержательный цвет.

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 6

Теперь диаметрально противоположные примеры из нашей практики — задачи, которые в черно-белом исполнении практически не имеют решения. Если более точно, то эффективность черно-белого варианта при наличии цветной альтернативы столь мизерна, что абсолютно не оправдывает вложенных средств.

Прежде всего, это системы, на которые возлагается основная задача — идентификация объекта наблюдения. Цвет — первый идентификационный признак. Камеры контроля торгового зала какого-нибудь универсама. Представьте все это многообразие товаров на полках, нескончаемый поток людей. И как за всем эти следить в черно-белом исполнении? Да никак! А как передать информацию, например, о нарушителе, на которого необходимо обратить внимание охране в зале или администрации? «Человек, одетый в куртку цвета, который в черно-белом представлении выглядит как темно-серый?» Бред сумасшедшего!

Вот задача, которая требует скрупулезной теоретической проработки и практического «доведения до ума» — видеоконтроль поведения болельщиков во время проведения футбольных матчей с целью идентификации личностей нарушителей порядка для последующего их задержания на выходе с трибун и предъявления видеоматериала в качестве доказательной базы неправомерных действий.

Опять-таки, цвет одежды — первый главный идентификационный признак. Далее уже видеослежение с целью получения изображения в максимально возможном масштабе, с максимальным наличием других идентификационных признаков.

Черно-белый вариант даже не рассматривался как возможный. Да и не взялась бы уважающая себя фирма за его реализацию, ибо такая задача решений не имеет (конечно, в ценовых границах здравого смысла). Футбольные матчи проводятся и при ярком солнце, и глубокой осенью, когда на улицах «тьма египетская». Искусственное освещение, конечно, есть, и в очень «приличном» количестве, но каждый раз под каждые условия освещения вручную баланс белого в камере настраивать нет никакой физической возможности, а некачественная автоматическая регулировка баланса может дать значительно искаженную цветопередачу, система же не сможет выполнить возложенную на нее потребительскую задачу. Объективы требуются с очень «мощными» трансфокаторами, причем «мощными» не только в плане больших фокусных расстояний, но и в плане максимально возможной светосилы на этих максимальных расстояниях, иначе освещенность на матрице окажется ниже порога чувствительности. Таким образом, камера должна быть цветной, максимальной чувствительности, максимальной разрешающей способности, с максимально естественной цветопередачей, очень точным механизмом автоматической регулировки баланса белого. А если учесть, что только объектив такой камеры для такой системы стоил на момент оснащения, кажется, 1380 у. е., бокс — около 300 у. е., порядка 800 у. е. — поворотное устройство и т. д. и т. п., стоимость собственно камеры — очень небольшая часть от стоимости всей остальной необходимой «обвески», никому не придет в голову искать такую камеру (впрочем, как и все остальное «цветное» оборудование системы) в низших ценовых уровнях; только в высших, ибо никто не станет рисковать эффективностью всей системы в десятки тысяч долларов ради экономии в 100–300 у. е. Продаваемый товар-то — вся система в сборе, компоненты потребителя не интересуют. Поэтому такие системы не просто «не по цене черно-белого», а дороже «самого цветного», что полностью логично.

Системы контроля игровой ситуации казино. При игре в рулетку даже ставки могут делаться на «цвет» — на красное и черное. В покере есть ситуация, которая так и называется — «цвет». Думаю, «цвет» камер — вещь очевидная. Трансформирование ситуации ставок на «красное — черное» в ставки на «черное — не очень черное» — согласитесь, вещь анекдотичная. Да и ради чего? С освещением в казино проще в плане постоянства. Однако постоянное оно в целом на объекте, а от стола к столу может изменяться. Да и камеры устанавливаются не там, где хотелось бы инсталлятору, а там, где ему будет позволено. Цена неполной, искаженной или несвоевременной информации от такой системы может быть очень высока. Впрочем, как и стоимость отказа. Посему к низшему ценовому ряду здесь также никто не обращается (лучше не делать вовсе, чем сделать дешево и плохо). Камеры берутся высокого разрешения, хорошей чувствительности, именно с DSP, дабы по каждой камере, в зависимости от световых и цветовых условий в зоне ее обзора, выставить вручную баланс белого и скорректировать возможные параметры. Объектив в данном случае также берется отнюдь не из дешевых — светосильный, вариофокальный, с ручной регулировкой диафрагмы.

Нередко, если объектив «по условию задачи» может иметь постоянное фокусное расстояние, для цветных камер он выбирается из так называемых асферических объективов. Поскольку обычно чувствительность видеокамеры заявляется производителем для светосилы F = 1,2–1,4, применение асферических объективов с F <1 позволит увеличить этот параметр для сочетания камеры с таким объективом. Например, заявлена чувствительность камеры 0,3 лк при F = 1,2. Если взять объектив с F = 0,8, мы существенно повысим чувствительность всей системы «камера — объектив» до 0,13 лк. Однако это далеко не путь удешевления.

А при построении системы видеоконтроля плавки металла (состав определяется по цветовому спектру расплавленного металла; понятно, что без «цвета» решения быть не может) потребовалось отдельно подбирать дополнительные светофильтры, строить схему их работы.

Можно еще привести множество примеров, все из которых покажут одно — чем серьезнее стоит вопрос наличия «цвета» в видеосистеме, тем более совершенной должна быть камера (точнее, система «камера — объектив»). Ценовой фактор в таких системах никогда на первом месте не стоит, и никто не будет искать их «по цене черно-белых».

Подводя итог, имеет смысл взглянуть на ситуацию под «маркетинговым» углом.

  1. Рынок электроники развивается с нарастающей скоростью. При этом рынок достаточно суров в плане сроков жизненного цикла продукта. Сроки эти все более и более сокращаются. Новые товары создаются в несравненно меньшей степени для расширения ассортиментной линии ввиду того, что круг конечных потребительских задач достаточно хорошо известен, конечен и расширение этого круга во времени происходит несравненно медленнее развития рынка электроники. В абсолютной массе рынок новых изделий — это рынок замещения. Новые товары создаются взамен технически устаревших, а не в дополнение к ним. Жизненный цикл старого товара, таким образом, подходит к концу, и перед производителем и поставщиком встает совершенно конкретная маркетинговая задача — увод старого товара с рынка. Образование рынка неликвидов носит объективный характер. И в процессе увода товара с рынка вполне законна и обоснована реализация товаров по цене даже ниже себестоимости (уж лучше «что-то», чем просто выбросить).

    Однако приобретая такие экстрадешевые товары, необходимо отдавать себе отчет, что морально этот товар на рынке «умер», на смену ему уже пришли товары этой же потребительской ниши, но с более совершенными техническими параметрами. Причем товары эти — уже не просто новые разработки, а занявшие свое устойчивое место на потребительском рынке, позволяющие решать возложенные на них конечные задачи гораздо более экономически эффективно. Поэтому решение конечной задачи на базе «мертвой техники» обходится, как правило, всегда дороже. (У кого-нибудь в офисе еще стоят «286.е» компьютеры? А ведь потребительские задачи за время «роста» компьютерной техники у большинства из нас практически не изменились.)

  2. В абсолютном выражении любая электроника во времени дешевеет. Причем с нарастающими темпами. Это объективный закон рынка. Вполне возможно, что со стремительным ростом технологий и падением абсолютной цены цветное видеонаблюдение со временем полностью вытеснит черно-белое с рынка (как цветное телевидение практически полностью вытеснило телевидение черно-белое). Однако пока черно-белое видеонаблюдение остается, слоган «цветное видеонаблюдение по цене черно-белого» рекомендую воспринимать не иначе, как очередной рекламный трюк.

  3. Думаю, что если очень постараться и «пойти на принцип», можно придумать и реализовать систему цветного видеонаблюдения «принципиально» по цене черно-белого. Однако мы совершенно уверены, что для практических целей такая система будет совершенно бесполезна.

А. Попов
ООО «Тахион»


Предупреждаем!
Публикация является интеллектуальной собственностью. Полная или частичная перепечатка материалов публикации возможна исключительно с официального согласия авторов и владельцев авторских прав.